Однико, несмотря на сокращение потребительского кредитования банками, получить заем в микрофинансовых организациях не становится намного проще. Давайте разберемся, как МФО привлекают заемщиков в условиях кризиса и получается ли у них переманить банковских клиентов.
Микрофинансовые организации фиксируют рост спроса на займы. «Мы видим увеличение спроса на услуги нашей компании на 30% по сравнению с январем 2014 года», — говорит главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. По его мнению, это связано в том числе со снижением рекламной активности как банков, так и МФО. Рост спроса также обусловлен сокращением кредитования банками и уменьшением числа микрофинансовых организаций на рынке.
В ООО «ПростоДеньги» по итогам 2014 года зафиксировали рост количества обращений клиентов-физлиц на 15%. «Если смотреть динамику в сравнении с 2012 годом, то данный показатель увеличился в три раза», — рассказывают в «ПростоДеньгах». В ООО «Займер» ежемесячный рост объема выданных займов с III квартала 2014 года составил 30–40%. При этом в компании фиксируют спрос именно на онлайн-продукты: в декабре прошлого года 75% займов выдано новым пользователям онлайн-сервиса.
Управляющий директор MoneyMan Александр Дунаев говорит, что по итогам прошлого года компания выросла по объемам профинансированных займов в три раза, а количество заемщиков по сравнению с 2013 годом увеличилось в восемь раз. Генеральный директор Zaimo.ru Евгений Ждановских также отметил, что «количество клиентов растет постоянно очень высокими темпами». «Это связано в первую очередь с тем, что рынок микрофинансирования еще очень далек от насыщения», – предполагает Ждановских.
Один из главных трендов рынка МФО — конкуренция смещается в онлайн. «В 2015 году МФО будут конкурировать за счет технологичности и клиентоориентированности. Интернет, социальные сети, а также продукты, позволяющие автоматизировать процессы выдачи и сбора займов, станут конкурентным преимуществом», – уверен Андрей Бахвалов.
В МФО «Займер» также признались, что усиливают активность в онлайн-режиме, в том числе привлекают клиентов-физлиц через Интернет. Привлекательной для потенциального заемщика, по данным «Займера», является работа с крупными финансовыми организациями в области выдачи и возвращения займов — «Яндекс.Деньгами», QIWI, WebMoney, НКО «Рапида», Payture.
В Zaimo.ru считают первоочередной задачей развитие онлайн-продуктов. «Чтобы рынок осуществил прорыв и стал популярным, необходимы быстрый и качественный сервис, охватывающий большее количество людей, с одной стороны и разумные ограничения процентной ставки – с другой», – комментирует Евгений Ждановских. Он прогнозирует для микрофинансистов увеличение объемов онлайн-маркетинговых компаний, а также рост скорости и большее удобство в получении современных финансовых продуктов.
В офлайновом режиме микрофинансовые организации также принимают меры для привлечения клиентов. Как рассказал Андрей Бахвалов, «Домашние деньги» стали выдавать займы по выходным дням. Время ожидания ответа в кол-центре сокращено до четырех секунд.
В компании «ПростоДеньги» рассказали, что расширяют количество точек продаж. С середины 2013 года количество точек увеличилось на 57%, до 115 офисов. При этом офисы располагают в местах большого скопления людей: в крупных торговых центрах, возле остановок, медицинских учреждений. Как пояснили в компании, в текущем году также планируется открывать новые офисы и перемещать старые в более удобные для клиентов места. График работы офисов компании продлен, теперь они работают с 09:00 до 21:00. «Такое время удобно для людей с различным графиком занятости», – поясняют в «ПростоДеньгах».
Ради того, чтобы привлечь и удержать клиентов, в ход идут также акции, бонусные карты. В «ПростоДеньгах» это заем на карту «Скорая финансовая помощь». В «Займере» постоянным клиентам предлагают займы под меньший процент и за еще более короткое время. «Сейчас заемщика в первую очередь интересуют выгодные условия получения ссуды. Для нас важным каналом являются лояльные клиенты, которые уже брали заем в нашей компании, остались довольны условиями и обслуживанием и могут рекомендовать нас своим знакомым», – говорит генеральный директор «МигКредит» Лора Файнзильберг, добавляя, что повторным клиентам компания может выдавать займы на более долгий срок – до 44 недель.
Как полагает Евгений Ждановских из Zaimo.ru, до конца 2017 года объем портфеля займов на рынке МФО вырастет с 47 млрд до 150 млрд рублей. В «Займере» также рассчитывают на рост доли МФО в структуре розничного кредитования в 2015 году. Это связано как со стадией развития рынка — рынок молодой и растет на 20–30% в год, так и со сворачиванием розничного кредитования банками.
«Потребность в заемных средствах у населения будет всегда. Дополнительным фактором для развития микрофинансирования служит то, что средняя заработная плата в России составляет 32 тысячи рублей, и зачастую у человека возникают непредвиденные траты, на которые собственного дохода не хватает», — комментирует Лора Файнзильберг. По ее мнению, в условиях фактической приостановки выдачи беззалоговых кредитов и кредитных карт микрозаймы остаются едва ли единственной возможностью для миллионов простых людей получить деньги на повседневные нужды.
Она соглашается, что текущая экономическая ситуация повлияет на развитие рынка в 2015 году. «Мы ожидаем, что рынок микрофинансирования вырастет. Насколько, можно будет судить не раньше второго квартала 2015 года», — говорит Файнзильберг.
При этом, признаются игроки, тренда массового перехода заемщиков банков в МФО нет. «Мы не видим тенденцию к перекредитованию в МФО банковских продуктов», — указывает Андрей Бахвалов, добавляя, что структура выдач остается примерно одинаковой, а доля людей, не имеющих доступа к банковским продуктам, не меняется и составляет 50%.
В саморегулируемой организации НП «МиР» не прогнозируют быстрого роста рынка, как это было в прежние годы. Так, по словам директора НП «МиР» Андрея Паранича, если в первом полугодии 2014 года объем выдачи займов по участникам НП вырос на 27%, то уже в III квартале – всего на 3%. Результаты по IV кварталу пока не получены, но, по мнению Паранича, прирост также будет незначительным.
Как он поясняет, дело в том, что для МФО достаточно остро стоит проблема привлечения ресурсов.
«У многих микрофинансовых организаций отсутствуют дополнительные источники фондирования. Поэтому наблюдается не увеличение объемов выдачи займов, а чистка портфеля», — утверждает Паранич, подчеркивая при этом, что такая ситуация свойственна для всего финансового рынка. В то же время он напоминает, что усредненно по разным типам займов просрочка варьируется от 20% до 40% от объема всех выданных займов. «Это очень некритично»,
Автор: Анна БРЫТКОВА, портал Banki.ru
Сложная экономическая ситуация в России привела не только к росту просрочки по кредитам. Меняются и сами цели займов. Микрофинансовые организации наблюдают рост числа микрозаймов на покупку продуктов питания и хозяйственные нужды.
Слово «лизинг» в своем англоязычном происхождении означает всем понятное явление: брать что-либо в аренду. Особенности этих двух понятий настолько мало уловимы, что, не будучи специалистом, нюансы можно просто не заметить. Для людей, знакомых с экономическими категориями, лизинг рассматривается как частный случай аренды.
Анализ финансового сектора после введения мер против госбанков В конце июля меры, принятые Америкой и Европой, против ведущих российских банков, окончательно вступили в действие. Они коснулись Газпромбанка, Россельхозбанка, Внешэкономбанка, ВТБ и Сбербанка.
Есть что сказать? Не стесняйтесь!
Последние статьи:
Видео по теме:
УГОЛОК АДМИНИСТРАТОРА